22 июня – ИА SM.News. Из учебников истории мы знаем, что Организация Североатлантического договора – это военно-политический союз европейских государств, США и Канады, главной целью которого, на момент создания в апреле 1949 года, стало противостояние СССР, а позднее странам Варшавского — Албании, Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, Румынии, Чехословакии, — в 1959 году был подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи с этими европейскими социалистическими странами.

За всю историю существования блока НАТО, этот союз укрупнялся восемь раз, но в период СССР лишь три. Все остальные факты усиления и расширения блока осуществлялись после 1991 года, когда распался СССР. И те кто были с нами в период существования советской империи, переметнулись в стан бывшего «врага». После распада СССР Альянс инициировал политику «открытых дверей» в рамках программы «Партнерство ради мира», активизировав сотрудничество со странами бывшего социалистического лагеря. Сегодня в НАТО: Албания, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Исландия, Испания, Италия, Канада, Латвия, Литва, Люксембург, Северная Македония, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, США, Турция, Франция, Хорватия, Черногория, Чехия и Эстония.

Первое постсоветское расширение случилось в 1999 году за несколько дней до бомбардировки Югославии, когда в НАТО вступили Венгрия, Польша и Чехия. Современная Россия тогда впервые озвучила позицию о неприемлемости расширения на восток. В 2004 в блок вошли сразу 7 государств: Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения и Эстония, приблизившее НАТО к границам России вплолтную. А в 2009 и 2017 годах соответственно были присоединены страны Балканского полуострова: Албания, Хорватия и Черногория, а в 2019 присоединена Северная Македония, что, по мнению российской стороны, не принесло никакой практической ценности НАТО, напротив, создало «новые разграничительные линии».

Украина, во всей этой истории с «набором веса», числилась партнером по ускоренному диалогу с Альянсом. Выступая с декламациями о якобы нейтральном статусе Украины, страны НАТО на регулярной основе направляли в страну своих инструкторов и вооружение, обучая украинскую армию методам ведения боевых действий по своим стандартам. Россия не раз заявляла негативную позицию по этому вопросу, но всякий раз была поставлена в игнор.

Последней попыткой России предотвратить вооруженную эскалацию стали требования по гарантиям безопасности, которые были выдвинуты к руководству НАТО и США в конце 2021 года, однако в ответ Запад ушел в демонстративный отказ. Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг прокомментировал российские предложения, подчеркнув, что двери Альянса «остаются открытыми» и не только для Украины.

В первых числах апреля 2022 года премьер-министр Швеции Магдалена Андерссон заявила о намерении подать заявку на присоединение страны к НАТО в ходе заседании Альянса в Мадриде в конце этого месяца. Министр по делам Европы Финляндии Тютти Тюппурайнен также заявила, что больше половины финнов готовы вступить в НАТО. Отмечается даже некое соревнование между двумя традиционно нейтральными скандинавскими государствами: кто быстрее получит заветный статус. При этом Финляндия готова поступиться обязательствами по нейтралитету, подписанными в 1949 года с СССР в обмен на гарантии суверенитета и обновленными в 1992 году с Россией.

Финляндия также делает все возможное, чтобы снизить зависимость от импорта российских энергоресурсов. Так, согласно данным правительства Финляндии на 2020 год, доля России в импорте энергоресурсов (газ, нефть, ядерная энергетика) составила 54%. Теперь энергонезависимость – это ставка Финляндии ва-банк на членство в НАТО. Финские официальные лица заявляют, что к осени планируют заместить 85% российской нефти, отказаться от ядерной энергетики, совершив переход на «зеленые технологии». И это происходит на фоне известных сложностей, с которыми столкнулись в Европе и Великобритании — зеленая энергетика, пока не способна обеспечивать промышленный потенциал в полном объеме и вряд ли будет способна в ближайшие тридцать лет углеводородную.

В ответ на откровенно милитаристские заявления Швеции и Финляндии, российское политическое руководство заняло предельно жесткую позицию. Заместитель председателя Совета безопасности Российской Федерации Дмитрий Медведев отметил, что протяженность сухопутных границ с Альянсом в таком случае вырастет вдвое, что, в свою очередь, повлечет необходимость их укрепления путем усиления группировки сухопутных сил и ПВО, развертыванием существенных военно-морских сил в акватории Финского залива. Политик отметил, что безъядерный статус Балтики перестанет существовать.

Швеция и Финляндия теряют больше, чем приобретают. Ситуацию с безопасностью в Северное Европе вряд ли можно считать угрожающей, а вот размещение постоянных баз НАТО у российских границ, тем более в Арктической зоне, может сильно изменить существующее положение вещей. Хельсинки стоит предусмотреть, что как только на ее территории возникнет база НАТО, ее координаты тут же будут введены в блоки управления российских ракет. Кроме того, встречи России и США проводились зачастую в Финляндии – нейтральной стране, и это всех устраивало. Если финны вступят в Альянс, то эта функция уже будет неинтересна, и сами они будут неинтересны. На текущем этапе Швеция и Финляндия – «торговый знак» нейтральности на протяжении 50 лет, а могут стать «одними из тридцати двух» и на этом все.

Политические элиты Финляндии и Швеции руководствуются хорошо оплачиваемой стратегией на американизацию, в их вступлении в НАТО не прослеживается глубинная тактика. Приграничное сотрудничество с Финляндией очевидно исчезнет. Швеция же на карту ставит свою налаженную военную промышленность: по нормативам НАТО на оборону необходимо тратить не менее 2% ВВП, из них 40% — на закупку вооружений американского (натовского) стандарта. То есть придется покупать американское оружие и забыть про собственный ВПК.

Украинский кризис показал, что когда угрозы приобретают экзистенциальный характер, Россия достает меч из ножен. Запад игнорировал предупреждения России по Украине. Расширение НАТО в Швецию и особенно в Финляндию лишь создаст еще больше геополитических проблем.